Игра давно забытой мечты

Одна из главных штук в спортивных видеоиграх — та, что называется «кривой обучения». Она должна быть похожа на настоящую, но, понятно, короче. Должна шаг за шагом вызывать те же воспоминания, те же фрустрации и радости, что и от игры во дворе с друзьями и вон тем пацаном из соседнего дома, который достал уже.

В Rocket League в этом смысле все как в жизни. Сначала просто выходишь погонять мяч: все бегают за ним туда-сюда, очень его хотят, но побаиваются, как первого секса. Ударил раз на удачу, пытаясь хотя бы попасть по снаряду, — повод гордиться собой (метафора еще актуальна). Потом надо научиться целиться по воротам, вести, обходить, чеканить, пасовать, разыгрывать комбинации, защищать ворота, бить через голову «велосипедиком» и в целом — забивать голы. Маленькой, впятеро меньшей, чем мяч, машинкой с ракетным двигателем.

rocketleague_04_web
В рекламе шампуня спортсмена не снимут

«А давайте скрестим футбол и гонки!», — сказал кто-то где-то когда-то, неоднократно, иногда одновременно с кем-то еще, в разных уголках мира. Каждый раз на этого кого-то все смотрели сквозь дискомфортную тишину, как на идиота, и принимались обсуждать следующую идею. Так поступил бы каждый: идея-то пошлая до зубовного скрежета, футбол на машинках. Однако по отдельности это еще и очень успешные выдумки, которые человечеству явно сильно нравятся: надо было только чтобы кому-то хватило наглости и таланта взяться за их смешение. И в таких случаях всегда вопрос в том, как именно выдумки будут сведены воедино.

Футбол — зрелище, основная эмоция которого — постоянное напряженное ожидание, в какие из ворот таки закатится мяч. Потому что между ними он всегда на пути либо в одни, либо в другие. Нейтрального состояния у него почти не бывает, со зрительским вниманием футбольное шоу играет в «собачку». Отсюда аддиктивность, яркие, рожденные в напряжении взрывные эмоции (метафору сами придумайте), бешеная популярность. Погромы, перевернутые полицейские машины, — мячик не туда закатился. Вот, пожалуйста, я раскусил для вас футбол.

Радиоуправляемые машинки  — в определенном возрасте смысл всей жизни, пик экзистенциального самоощущения. С ними связаны почти все думы, чаяния, мечты. Машинки не нужно переусложнять, на них надо просто кататься, ускоряясь с пламенем из сопл реактивного двигателя, которое  в игре можно заменить пузырями, радугой, конфетти или чем-нибудь еще. На антенну можно нацепить какую-нибудь погремушку, на крышу — шляпу. Потому что во всех модных играх должны быть шляпы.

«Хола, мучачас!»
«Ола, мучачас!»

И то, и другое надо было по меньшей мере не испортить. Безопасный вариант — уйти в минимализм, рафинировав обе идеи до базовых концепций и базовых же эмоций. От футбола оставить мяч и ворота, от машинок — машинки, и особо при этом не выпендриваться. Желательно, однако, при этом посвятить годы работы над механикой и балансом — чтобы новый спорт был похож на спорт.

У студии Psyonix годы были. Rocket League — не выскочившая из ниоткуда инди-забава, студия уже делала Supersonic Acrobatic Rocket-Powered Battle-Cars для PlayStation 3, но тогда та никого особо за душу не зацепила, хоть и была совершенно о том же. Сиквел — работа над ошибками, которая, слава богу, началась с названия.

Результат — несколько одетых в шляпы машинок, на всей скорости испражняющиеся пузырями, радугами и конфетти, весело катают по полю комично большой мяч, заезжают на стены, скачут, вертятся в воздухе и в целом — играют в акробатический дворовый футбол. Теперь с яркой, цветастой графикой, красивой зеленой травой, и по-прежнему без особых правил: вот одни ворота, вот другие, бей-рули. Машинки управляются проще, чем в Mario Kart, игроков — от 1 на 1 до 4 на 4 (и этот режим заслуженно называется Chaos), можно играть без вратаря, можно с играющим вратарем-добровольцем, можно заехать в ворота, можно не заезжать.

Однако же требования к ловкости, реакции, вниманию и хитрости у игры есть — именно благодаря отточенной механике. Поначалу, к примеру, не покидает ощущение, что физика поведения мяча не в ладах с физикой поведения машины — а они просто намеренно разные. Поведение мяча контрастирует с динамикой игры на поле — машины носятся со страшной скоростью, когда мяч невозмутимо парит над ареной, будто в нем центр мироздания (и так оно и есть), тем самым добавляя напряжения и оттягивая момент истины. Иногда довольно тяжело предсказать, на какую высоту мяч подпрыгнет от удара об землю и под каким углом в него ударит машинка — и здесь-то как раз рождаются уникальный геймплей и пространство для мастерства. Пространства этого хватит любому энтузиасту, потому что на прикосновения мяч реагирует довольно честно, а в умении рассчитать угол, силу, площадь удары — и кроется виртуозность, с которой футболист контролирует мяч.
Реактивный двигатель позволяет еще и летать над полем: машина превращается на пару секунд в ракету, которой можно забивать особо зрелищные голы уровня «Бог» — с неба, и где-то там, под потолком купола арены, кажется, намечен и потолок мастерства спортсмена. Игроков команды можно взрывать, бортанув на полной скорости с ускорением — и это отдельный стиль игры. «Таблетки» с ракетным толпливом расставлены по футбольному полю и добавляют в игру тактики.

Всего этого набора достаточно, чтобы держать баланс между сырой эмоцией, интересом и азартом. Довольно быстро вы вдруг поймете, что наконец превратились в своего отца и орете на телевизор «куда ты бьешь» и «кто так пасует». Научить играть в Rocket League притом получилось бы даже футболиста российской сборной: никаких оффсайдов, сложных трасс, менеджемента команды или других отвлекающих от главных эмоций глупостей. Инструментарий для освоения знаком более-менее всем: если играли хотя бы в одну аркадную гонку — управление вы уже знаете. Если родились на планете Земля — понимаете задачу. Если хоть раз играли на бильярде — примерно знаете, как бить прямым ударом и закручивать мяч. А секрет точного попадания — целиться по мячу часто приходится дугой, по которой машинка поворачивает на полной скорости. Дугой, понимаете? Как будто это ступня, которой вы размахиваетесь на бегу.

rocketfoot
Rocket League в одной картинке. Во время игры могут дергаться ноги, это нормально.

По этим и многим другим причинам Rocket League уже становится популярной кибердисциплиной. Вся эта история сработала на этот раз, а не пролетела незамеченной сквозь лето, еще и благодаря череде маркетинговых удач: повезло с основной площадкой (на PS4 нет лучшего способа убить 5 минут), повезло с моментом выхода (вокруг было затишье перед осенним урожаем). Разработчики незамедлительно начали выпускать обновления, и то, как они будут поддерживать внимание и интерес к игре повлияет на ее судьбу намного сильнее, чем уже проделанная работа. Потому что главное сделано. Это она — идеально реализованная пошлая задумка «А давайте скрестим футбол и гонки», давно забытая в пучине взросления мечта. В ней есть все, что нужно, и ничего лишнего. Кроме, может быть, шляп.hitrunLOGO_DOT


P.S. «Какие испражняющиеся пузырями машинки, что за отвратительная шутка?», — пишете вы, наверное, в наш воображаемый раздел «Почта». Виной все те же шляпы, применившие попутно к машинкам антропоморфизм, и теперь вы не сможете его развидеть. Попробуйте мысленно одеть в шляпу что угодно — швабру, микроволновку, сотрудника поддержки PayPal — и сразу поймете, о чем речь. Знали разработчики, что так получится, или нет — неизвестно.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: