В клею

Есть у серии Fallout такая традиция: нечетные по счету игры — это обкатка технологий, а потом, на следующий, четный раз, приходят нормальные люди с нормальными идеями и делают нормальную игру. Fallout 2, Fallout: New Vegas — как раз нормальные сюжеты и игры, навешенные на интересную идею. Fallout 4 вышла после четной, четвертой по счету New Vegas, и все как бы хорошо — буйство фантазии, огромное количество новых возможностей, — но не понятно, что со всем этим делать.

То есть, понятно, что играть. И пока мы играем в эту игру как в The Elder Scrolls V: Skyrim с лазерами — все нормально. Но Fallout не может и не хочет быть просто «Скайримом» с лазерами. Вернее, так: «У нас тут была мысль сделать „Скайрим“ с пулеметами и плазмаганами, только во вселенной „Фаллаута“, и давайте еще вот сюда вот крафтинг пристроим и сюда именное оружие, а сюда кусочек Майнкрафта еще». И вот — Fallout 4 — огромный ком продуманных наполовину идей, реализованных примерно на треть.

city
Screenshot-Original
ship

За что мы любим, вообще, серию игр про безрадостное выжженное ретро-будущее? В первую очередь за традиционные RPG-ценности: приходишь ты в этот мир никем — в синем костюмчике с желтым номером, — а уходишь, поставив на уши половину Пустоши. Зачин Mass Effect, когда в прологе ты герой Земли, к концу пролога — галактический суперагент, а потом и спаситель галактики (ну, теоретически) — нам тоже понравился, личность героя постепенно росла в масштабе.

В четвертом же Fallout первый power armor можно добыть уже через 5 часов игры. А через 10 часов игры можно стать полноценным паладином Братства Стали — и начать выполнять безумные квесты «сбегай-принеси». Апокалипсис кончился, начался какой-то World of Warcraft. Но тут все-таки не WoW и не Mass Effect, тут особо некуда расти, тут нет галактики, тут кусочек пустоши вокруг Массачусетского технологического университета, и некуда бежать. А хочется.

И давайте честно: у Fallout 4 нет никакого сквозного сюжета, нет нормальных крупных квест-хабов и нет нормальных сюжетных миссий ни за одну из фракций. Практически до конца игры можно топить за Railroad, Minutemen и Brotherhood of Steel одновременно; а потом появляется четвертая фракция и надо предать всех по кругу по 2 раза. А потом еще разок!

Fallout 4 Awesome Stories
Истории у вас, как говорится, одна потряснее другой

Почти все квесты замкнуты сами на себя и не ведут ни к каким последствиям ни для игрока, ни для поселения, ни для героев. Редкое исключение типа квеста The Big Dig — с интригой, с развилками, с последствиями — особенно ярко подчеркивает правило: подобного тут почти нет. Сюжетные линии никак почти меж собою не переплетаются и никуда не ведут; более того, до самого конца они развиваются параллельно, несмотря на громкие декларации. Игроку остается самому исследовать каждый сантиметр Пустоши в надежде найти приключения. Это тоже метод, но хорошо еще, когда есть выбор. А тут — сплошь повторяющиеся псевдослучайные квесты. Как в Skyrim, но там хотя бы деревень несколько десятков. А тут — хрен. В игре есть один большой город, и три-четыре локации, где дают квесты. Точка.

Кто вам будет говорить о сложном моральном выборе и глубине персонажей в Fallout 4 — гоните его, насмехайтесь над ним, он ничего не понимает в искусстве. Книжки по «Вархаммеру», напоминаю, это не искусство, а документалистика. Так вот, когда чуваки из гильдии воров, очень плохо замаскированные под народно-освободтельный Railroad, начинают толкать пафосные телеги про «освободить от гнета тирании наших братьев-киборгов» — это еще можно терпеть. Но когда брадатый полководец Братства Стали толкает человеконенавистнические речи Гарроша из World of Warcraft — тут уже как-то беспокоишься. Они бы хоть дирижабль на подлодку сменили. Дáлеки из Doctor Who и члены Братства Стали — это тоже немножко разные персонажи. Вторые не вопят «EXTERMINATE! EXTERMINATE!» по поводу и без.

night-valik
kurdt
catfall

Или вот смотрите: в игре есть совершенно гениальная часть — крафтинг оружия. Это прям то, что ждал каждый нормальный человек — разобрать, собрать, сменить затвор, поставить коллиматорный прицел, а, нет, оптику, а вот тут мы приклад облегченный… хороший револьвер, правда? Ради этого ползаешь на брюхе по каким-то сырым подземельям, собирая драгоценный алюминий и, самое главное, КЛЕЙ! Разбираешь на запчасти чудовищные винтовки из водопроводных труб, проволоки и суковатых поленьев, чтобы создать другое — ржавое, кривое, но свое, которое бабахает!

И вот тут игрока ждет первый облом. Куча сил и таланта грохнута в создание оружия из, натурально, говна и палок — и вдруг через 5-7 часов игры на игрока сваливается неимоверная куча сначала фабричного стрелкового оружия, а потом и всяких лазеров-шмазеров. И антураж постапокалипсиса отправляется на свалку. Зато патронов вечно не хватает, а делать их самому нельзя, даже для дробовиков.

Если ты хочешь идти в режиме нормального мужика, если твое инженерное образование тебе в жопе щекочет в эти моменты, если ты, в конце концов, в пистолетики хочешь поиграть — а ты хочешь! — забудь и о прикольных перках. Их там и так не очень много, но минимум уровня до 35-го ты будешь вкладываться исключительно в охотничье-хозяйственные, немножко во взлом и в компьютерный взлом. И никакого Bloody Mess! Инженер должен страдать. При этом — крафтить интересно, разбираться во всем этом — интересно. Просто к остальной игре это отношения не имеет.

Fallout 4 water bug
М-м, графен

Но слушайте! Вы родную деревню нашего героя видели, да? Так ее электрифицировать можно! Это уже не Sims, еще не Minecraft, но сволочи знают, чем пронять немолодых уже, на самом деле, игроков мужского пола. Какие еще огороды? Что нам тут строить? Пускай кровати стоят как попало, у нас тут не отель, а спартанская коммуна. Зато вечером есть свет, диван, телевизор и бар с дискотечными огоньками. Стулья немножко ржавые, но это ничего. И в углу картина с котиком. И турели мы сейчас нормально подключим, через распредщиток. И провода не лапшой, как в первые часы с перепугу, а грамотно, через изоляцию, столбов нормальных поставим…

Беда в том, что для остальной игры совершенно неважно, как вы будете строить деревню и будете ли строить ее вообще. Ну, для любителей крафта есть возможность наварить густого клейстера. Это полезно. Но и, собственно, все. Кто хочет дальше развивать народное хозяйство — тот пусть вкладывается в харизму, медицину и другие неочевидные перки. Общее же впечатление, увы, — не пришей.

А интерфейс управления деревней! Но мы не будем, потому что взрослые люди не должны опускаться до бессвязного подросткового мата. Про туториалы можно было бы теми же словами — но ведь для этого нужно, чтобы туториалы были. В игре масса новых интересных концепций и возможностей, но не объясняется вообще ничего. Читайте, мол, форумы, мы в XXI веке.

Еще одна выдумка залетела к нам из далекой галактики Diablo (ну или из Borderlands, мнения расходятся): в игре есть оружие с рандомными магическими свойствами; это оружие можно подвергать крафтовым надругательствам, но нельзя разбирать на запчасти. Свойства — от «никогда не надо перезаряжать» до «отравленные патроны». И когда мне выпал отравленный ядерный гранатомет, я э-э-э, ну то есть я, ну, как-то… Нет, серьезно: отравляет противника на 10 секунд. Атомная граната.

Fallout 4 poisoned nuclear grenade
Чтобы вытравить тех тараканов, что переживут ядерный взрыв

Для Borderlands в самый раз, но у нас тут Fallout, серьезный крафт, деревня с урожаем картошки… И тут — отравленная атомная граната. И шесть повер-арморов на околице, потому что ну не выбрасывать же их?

А они простаивают: тот случай, когда не идешь на дело в повер-арморе не потому, что батарейки жалко или что там, а неспортивноВот Крис Авелон, человек, фактически вытащивший второй Fallout и New Vegas, отстаивает одну идею: если ты даешь человеку перк, сделай так, чтобы им можно было пользоваться. Если человек вложился в харизму и интеллект, то дай ему возможность играть именно таким персонажем. А если в рукопашную битву и выносливость — то дай ему пройти тупым и сильным. В Fallout 4 сюжета почти нет, так что и разницы, кем проходить — не особо. Однако, так как никаких скилл-пойнтов и другой прокачки персонажа в игре не предусмотрено, то есть перк, который абсолютно случайно отсыпает тебе очков опыта. И тем больше, чем тупее твой персонаж. Ограничения по уровням, и, как следствие, по перкам, в игре нет. Можно получить вообще все, если очень скучно. А это значит, что кем ни играй, к 40 уровню получится усредненная машина для убийства, которая умеет на открытой местности под палящим солнцем прятаться даже в доспехе. Не надо так.

Fallout 4 Kaifmama
Нет, не хватит

И главное: основное попрание устоев это даже не система перков в виде таблички — типа, хватай что хочешь и на что умений хватает, — а — тут отменили карму, от слова «совсем». Мало того, что теперь ни перков, привязанных к репутации нет, ни самой репутации — так ведь вообще непонятно, кто ты в этой Пустоши и что. Никого, кроме твоих напарников, не волнует, что ты делаешь. Да и напарников, если честно, не особо. А это же главная идея всех Фаллаутов: ты пришел, чтобы иметь дело с этим миром! И тут мир ускользает от тебя, не считается с тобой и не замечает. Ну и на фиг так жить?

Гениальная получилась игра, кладбище нереализованных возможностей. Вся она выполнена из плохо стыкующихся между собой кусков, и каждый надо обработать напильником так, чтобы он подходил к другим. А пока — кто в лес, кто по дрова, а кто к супермутантам. И, к сожалению, нет ничего, что все эти идеи связывало бы воедино: ни сюжета, ни персонажей, ни диалогов — ничего, и весь собранный по Пустоши клей не поможет. Зато, да, эти суб-игры очень интересно исследовать — это вам не священное безумие Хидео Кодзимы, тут все просто и приземленно. Пустошь, мутанты, дробовик и собака. Хотя тоже, конечно, не всегда. И, да, каждая отдельная часть увлекает — но ровно до тех пор, пока не упираешься в то, что она недоделана и не имеет отношения к остальной игре.

Fallout 4 Please stand by
Бимо, что же с нами стало

Вопрос в том, стоит ли ради этих проблесков тратить сотни часов своей жизни. Я наиграл больше 120 часов в Fallout 4 не ради рецензии. В это правда очень интересно играть первые 50 часов, и потом еще 50 часов неплохо. Там есть прекрасное, но… Но слушайте, так нельзя. Кто-то должен сделать это все нормально. Хотелось бы такую же, только с сюжетом, городами, персонажами, диалогами и что там еще может быть. Fallout 4 — недоделанная в самом прямом смысле этого слова игра: все говорит, что здесь будет город-сад, но издалека пугают чемоданчиком с G.E.C.K. У разработчиков было слишком много идей, и в результате пожертвовали не последней третью игры, как в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, а самой игрой: остались только постапокалипсис без приключений и набор механик. Не фанат серии? Если еще не купил Fallout 4, то можно (и нужно) не спешить, дождаться распродажи, а то и вовсе пропустить.


  • 111

  • epix

    Честно наиграл 100+ потом решил снова перепройти NV.
    p.s. первый коммент!

  • По общей картине мира я понял, что Fallout 4 как Fallout — провалился, а как просто игра про постапокалипсис — взлетела.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: