Хаотический нейтрал за 300

Дэдпул — не наемник Уэйд Уилсон, бывший раковый больной, получивший способность к регенерации в программе Weapon X (породившей Росомаху). Дэдпул — выдуманный персонаж вселенной «Люди-Икс» из комиксов Marvel. Выдуманный. Мы это знаем, об этом вместе с нами знает и сам Дэдпул, потому что главное в его персонаже — собственно, его самосознание как выдуманного персонажа. Он вписан во вселенную «Людей-Икс», чтобы язвительно комментировать ее изнутри при взгляде со стороны; это позволяет ему быть ближе к зрителю и смешнее, чем средний остряк в лосинах из «Мстителей». Четвертой стены нет в принципе, так повелось еще с комиксов: шутки Дэдпула касаются не только его спутников, но и съемочной группы фильма, самого себя, зрителя, а также всего, от чего тот устал на фоне торжества супергероизма в бокс-офисе. Все это с рейтингом «для взрослых» — встряска для жанра, которой давно не было — кажется, со времен «Блейда».

Deadpool-Cool-Story

В общем, событие само по себе — из ряда вон. Все-таки держатели вселенной «Люди Икс» дали денег на фильм, который своим подходом в опасной манере осмеивает всю вселенную «Людей Икс», не каждый день такое бывает. По результатам проката фильм уже явил собой для индустрии идейное продолжение собственного заводилы, тоже «хаотически нейтральный»: побив рекорд «Матрицы: Перезагрузки» по сборам среди фильмов рейтинга R, «Дэдпул» может спасти и обновить жанр супергеройского кино, а может, как говорится, угнать его машину.

danddcharts

Типаж вернулся на пьедестал народной любви в одной из его самых занятных ипостасей, притом мистически целостный концептуально — когда Джек Воробей уже давно задохнулся под конвеерным гнетом корпорации добра, а в фильмах по комиксам хаотические нейтралы либо сайдкики, либо злодеи, Дэдпул врывается в освободившуюся нишу, располагая к себе уже самой историей создания фильма. Пятой стены нет тоже.


deadpool ryan reynolds shar-peiПод маской Дэдпул выглядит, как «помесь Райана Рейнольдса с псом породы шарпей». Так было сказано в комиксе 2004 года, теперь он так выглядит и в фильме — именно цитата из комикса окончательно убедила актера Райана Рейнольдса в том, что Дэдпул — его альтер-эго (свалилась шестая стена), и что он обязательно должен когда-нибудь его сыграть. Cыграл — в «Людях Икс: Начало. Росомаха», но то был не совсем Дэдпул, а скорее какой-то порожденный исключительно сценаристами фильма уродец.


Об отдельном фильме с правильным Дэдпулом Рейнольдс помышлял 11 лет кряду, поэтому иначе как воплощение чьей-то давней маленькой личной (да и коллективной) гиковской мечты воспринимать фильм не получается — а потому и не получается быть с ним до конца суровым, хотя иногда и надо бы. Так что давайте я просто быстро перечислю все немногие минусы фильма, как пластырь оторву:

  • Пару раз четвертая стена неожиданно вырастает обратно вместе со всеми клише из супергеройских фильмов — даже хуже, чем в тех фильмах, которые высмеиваются. Обычно из-за того, что некоторые сцены рассчитаны на эффект, достигаемый, только когда четвертая стена на месте.
  • В фильме есть сцены, в которых все очень плохо с логикой поведения героев — они просто что-то делают, потому что так прикольнее и/или надо сюжету.
  • Чувство юмора создателей фильма порой подводит: хоть Дэдпул сам по себе далеко не Джон Клиз, бывает просто не смешно.

Зато в первой трети фильма вы не найдете, к чему придраться. Она очень живо смонтирована, в ней все лучшие шутки, а Дэдпул такой, каким должен быть — задира с диковатым чувством юмора, топливом которому служат всевозможные поп-культурные отсылки. На руке у него часы с Финном, Джейком и Принцессой Жвачкой, посреди кровавой битвы, не щадя никого, он успевает отмачивать уморительные гэги, и в целом — постоянно деконструирует саму суть супергеройского кино неподобающим поведением, на потеху себе и зрителю. Весь фильм — история не столько о Дэдпуле, сколько о том, как далеко он может раздвинуть булки дозволенного, — и именно в этом заключается шоу, а потому ему могут быть заранее прощены мелкие промахи. Потому что понимаешь, в чем дерзость попытки, как и понимаешь, что без того же «Времени приключений» не было бы, возможно, и этого кадра:

deadpool_awe
О. Мой. Глоб.

Как и персонаж, фильм — вещь в себе. Пока Дэдпул знает, что он в фильме, фильм знает, что до этого Дэдпул появлялся в «Росомахе», поэтому само его существование — это в известной степени проявление высшей справедливости. «Дэдпул» — как раз тот случай, когда событие важнее содержания, четвертая стена не нужна, а глубина и хороший сценарий на первый раз и не требуются — спасибо, что живой.

Да и просто весело это все. У нас есть теперь такой супергеройский фильм, что можно посмотреть (и даже пересмотреть), не соглашаясь при этом на полный пакет условностей фильмов «до 13 лет». Со своим пакетом условностей и глупостей, конечно, но уже чуть меньшим. «Дэдпул», к примеру, довольно дешевый фильм, это видно, особенно под конец, но поэтому он больше других экранизаций Marvel сосредоточен на персонажах, иногда даже превращаясь в авторскую камерную комедию. Уже было объявлено, что сиквел снова не целит в ряды 150-миллионных блокбастеров про супергероев — как раз по той же причине.

Популярность Дэдпулу (который и до этого был у гиков любимым персонажем комиксов Marvel, а теперь еще и выйдет в массы) и без больших бюджетов в любом случае гарантирована как раз из-за его «элайнмента»: хаотически нейтральный антигерой — воплощение свободы. Он свободен от авторитетов, понятий о добре и зле, свободен от гендерных стереотипов, жанровых клише и цензуры. Свобода от обыденности, от реальности, свобода на грани безумия — как ультимативный эскапизм. А за этим в кино и ходят. Хоть и нельзя сказать, что «Дэдпул» восхитителен в каждой его минуте, то, что он может развлечь, пьяняще ударить в голову хорошо забытыми инновациями, и уже одним своим нахальством взбаламутил кинорынок — факт.hitrunLOGO_DOT


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: