E motherfucking T

В конце 70-х жил-был успешный и довольный жизнью (вечеринки, девочки, наркотики) разработчик игр для приставки Atari 2600. Потом связался с дурной компанией — со Спилбергом — и сделал игру-по-мотивам-фильма — E.T. Сегодня-то мы понимаем, что игра по мотивам фильма на пике карьеры — уже грустная история. Но тогда, как сказано в фильме, кто-то должен был стать «первым съеденным пингвином». Игру заклеймили худшей в истории, разработчик Говард Уоршоу быть успешным разработчиком немедленно прекратил, со временем получил диплом психолога и практикует по сей день психотерапию (то есть, еще и непрерывно ее проходит). По дожившей до наших дней легенде, избытки копий игры — а ее мало того что неохотно покупали, так еще и возвращали в магазины, — компания Atari стыдливо закопала где-то на гигантской свалке в Нью-Мексико.

Довольно именитый создатель фильма (режиссер Зак Пенн, к примеру, писал сценарии «Мстителей», «Халка», «Людей Икс-2») поставил перед собой цель — эту легенду проверить. Привлекли бывших сотрудников компании, самого разработчика E.T. (игру тот сделал единолично за 5 недель), наняли рабочих с бульдозерами и принялись копать. По ходу действия звучит множество патетичных фраз об Atari и проводится небольшой экскурс в историю игровой индустрии, которая, по версии создателей фильма, в 1979 году была полностью разрушена из-за провала E.T., а Говард Уоршоу всему виной.

howardscottwarshaw_atari-100531048-orig
Конечно я сделаю игру за 5 недель, мужик, на мне же шлепанцы!

На самом деле, конечно, нет. Зрителю есть где поморщиться в недоумении, но вот что важно: это, кажется, первый фильм о первых в истории видеоигр археологических раскопках. Маленьких, на какой-то свалке, под улюлюканье фанатов в футболках с Дартом Вейдером, но раскопках. Со своими сюрпризами, которые и правда приоткрывают истинный смысл событий, с вниманием историков. Или, ладно, одного гиковатого историка, на лучшей для историка машине — «ДеЛориане», и тоже в какой-то там футболке, — но в самом деле историка.

Глуповато все как-то, наиграно местами, со свойственной игровой индустрии придурью (за которую во многом ее и любим), но в то же время — речь о потерянных сотнях миллионах долларов в истоках 100-миллиардной индустрии, первом громком провале видеоигры, первом громком провале видеоигры по кинолицензии, начале конца первого производителя игровой консоли и об одной надломленной человеческой судьбе. То есть фильм-то — интересный, и такие фильмы очень нам нужны — для развития культуры видеоигр, для академических целей, хотя, конечно, тогда подобные фильмы и должны быть несколько глубже. Но если бы в раннем детстве, когда я мечтал стать археологом, мне кто-то дал знать, что помимо динозавров и других крутых штук можно раскопать видеоигры, то был бы я сейчас археологом, неминуемо.hitrunLOGO_DOT


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: